В книге Валентина Пикуля «Пером и шпагой» есть глава, которая называется «Добрый вечер, господа». В ней описывается как король Пруссии Фридрих II с группой солдат врывается в замок, в котором находились генералы Марии Терезии. Такой поворот событий для последних оказывается полной неожиданностью. Вот как описывает это Пикуль:
«Во дворе замка спешились. В узких софитах здания разом забегали тени людей, замелькали свечи в руках лакеев. Фридрих толкнул массивные двери – вступил внутрь; он угодил прямо в штаб австрийской армии. Отступать было поздно (его уже узнали). Опираясь на трость, он шагнул вперед и приподнял шляпу.
– Bonsoir, messeieurs, – сказал король, входя, и повторил по-немецки: – Добрый вечер, господа! О, какое приятное общество. А я так истосковался в дороге…
Остолбенело взирали на прусского короля генералы Марии Терезии, а Фридрих не спеша стянул перчатки и улыбнулся».
Тут следует внести ясность и обозначить контекст происходящего.
Действие происходит во время Семилетней войны, которую Черчиль называл «первой мировой». В самом деле военные действия развиваются не только в Европе, но и в колониях по всему миру. В это время в Российской империи правила «дщерь Петрова» Елизавета. В союзе с Австрией и Францией Россия вела войну против Пруссии.
Так вот возвращаясь к Пикулю и его роману. У знаменитого прусского художника Адольфа фон Менцеля есть картина, которая так и называется «Добрый вечер, господа». Именно эта картина и дала название одной из глав знаменитого исторического романа.
Вообще фон Менцель написал целую серию работ, которая посвящена Фридриху II. Вот ещё одна цитата из романа:
« В преддверии грозных событий Фридрих не забывал об украшении Сан-Суси. В бедном платье сейчас он плыл по каналам Голландии, по дешевой цене скупая картины старых мастеров (кто заломит втридорога с бедного человека, трясущегося над каждым талером?). В таверне Амстердама, которая славилась своими паштетами, трактирщица сказала королю:
– Еще чего захотел! Паштет тебе? Да где ты, бродяга, возьмешь гульден, чтобы расплатиться со мной по-божески?
– Так и быть, я сыграю тебе, – вздохнул король и, достав флейту, заиграл… Он играл долго, прикрыв глаза, не замечая трактирного шума, пока женщина не придвинула ему тарелку с паштетом, пока рядом с ним не уселся восторженный незнакомец:
– О как вы вдохновенны, сударь! Король спрятал флейту и взялся за кривую вилку».
Это отсылка к увлечению Фридриха II игрой на флейте. Опять же у фон Мейнца находим картину «Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси».
Такой вот пример переплетения литературы и живописи получился. Может, вы знаете другие. Если да, то расскажите об этом в комментариях.
Ваш комментарий будет первым