Самая жестокая религия

29 Авг 2013

Самая жестокая религия

Наверное, многие задавались вопросом – “какая религия или идеология может считаться самой жестокой на Земле?”. И, если эта религия существовала довольно длительное время, второй логичный вопрос – “что поддерживало её существование?”.


История XX века изобилует примерами, когда всего одна идея, подхваченная пламенным (и безжалостным) человеком могла унести миллионы жизней. Но самая значительная идеология такого порядка – диалектический материализм – всё же потерпела упадок спустя 70 лет своего торжества. Для сравнения – гитлеризм “сдался” за двенадцать.

Если почитать трактаты, писанные революционерами или идеологами фашизма, становится понятно, что эти люди легко могли перешагнуть через чужую жизнь ради осуществления своих замыслов – и сделали бы это с особым цинизмом и жестокостью. Словно следуя теории Раскольникова, они торили дорогу своим идеям через насилие и смерть. Этой действительно страшно, но… в другой обстановке у них ничего бы не получилось. Вторая Мировая Война унесла столько жизней лишь благодаря современному оружию. К тому же, она продлилась недолго. А как бы Вы отнеслись к тому, что бессмысленная жестокость становится обязательной частью жизни?

Революционеры и террористы XX – начала XXI века сознательно идут на зло. Они понимают, что нарушают принципы гуманизма, и чётко осознают противоправность своих действий. В какой листовке, пущенной большевиками или анархистами, не идёт речь о сопротивлении государству и полиции, а также господствующим классам? Но, поверьте, это – не самое забавное положение вещей.

Из религий (именно религий, а не идеологий) самой жестокой иногда по неграмотности считают сатанизм. Но, как человек, прочитавший сатанинскую библию, могу вас уверить – ничего страшного, что могло бы вызвать ужас (именно ужас, а не отвращение) там нет. Эта религия довольно демократична (как все современные верования), и от злых ведьм и колдунов средневековья переняла разве что своё обаяние. Призывов к насилию в сатанизме нет, точно так же как нет какого-либо намёка на перестройку общества. Видимо, рогатому в нём хорошо и так.

Самой жестокой религией, просуществовавшей не одну сотню лет, на сегодняшний момент считают религию ацтеков. Самой большой её загадкой является то, что она не была привнесена извне, но развивалась органично, как часть ацтекской культуры, на протяжении всей истории этого народа. Нам, воспитанным в идеалах любви и милосердия, трудно понять, когда ради своих богов люди убивают на вершине пирамиды огромную кучу несчастных. Во время особенно пышных праздников число человеческих жертв доходило до двадцати тысяч! И это – при условии, что жрец, осуществлявший это ритуальное убийство, не имел ничего, кроме кремнёвого или обсидианового ножа. Неплохой размах…

Зачем всё это? Пожалуй, ответить на этот вопрос только лишь рационально не получится. Ведь со смертью у ацтеков связана и особая эстетика, равно как и многие религиозные понятия. Даже богиня-мать, давшая начало всем богам ацтекского пантеона, изображалась у них в виде ящероподобного чудовища, носившего ожерелье из человеческих сердец и черепов. Мифы ацтеков пронизаны войной, мыслью о вечной борьбе всего сущего – что вполне отражало их образ жизни. Без войны никакой порядочный ацтек прожить пожалуй что не мог. Впрочем, и отношение к войне у этих индейцев было не таким, как у нас сегодня. Война считалась высоким искусством – недаром единственным достойным занятием для профессиональных воинов в мирное время у ацтеков считалась поэзия. Войны даже не всегда преследовали корыстный интерес – часты были набеги для захвата пленных, которых сразу же убивали на жертвенном камне, а то и вовсе “священные войны”, ведение которых предписывалось ритуалом.

Кроме того, у ацтеков существовало понятие о “жертве богов”. Считалось, что некогда боги пожертвовали собой, чтобы дать жизнь нашему миру. Теперь же, чтобы этот мир не был уничтожен, люди должны регулярно повторять жертву богов. Это одна из причин, по которой самопожертвование было окружено у ацтеков ореолом почёта. Но люди корыстолюбивы, и поэтому приносили в жертву не всех подряд, а только изгоев общества. На вершине пирамиды кончали свою жизнь военнопленные (жрецов и вождей отправляли на пирамиду сразу – чтобы их бывшие подданные под их влиянием не взбунтовались!), сироты и самые ленивые из рабов. Также такая смерть служила наказанием за некоторые преступления. Впрочем, и здесь ацтеки проявляли своё великодушие – осуждённому на такую смерть предоставляли срок (обыкновенно – месяц), в течение которого он мог почувствовать себя богом, чтобы приготовиться к церемонии. Ему поклонялись смертные, подносили дары, его боялись. А обречённый ел лучшие кушанья и наслаждался жизнью, зная, что ему осталось недолго. И ни в чём себе не отказывал.

К слову, и у других индейских племён верования не отличались нежностью и добродушием. Инки приносили в жертву детей (хотя и не были так кровожадны, как ацтеки), а майя, жившие чуть севернее ацтеков, помимо людских жертвоприношений (что было у них довольно редко) практиковали ритуальное самоистязание. Кроме того, майя – единственный известный на земле народ, почитавший божество, покровительствующее самоубийству. Верования их также были во многом схожи.

Людские жертвоприношения имелись во всех религиозных культах – на определённом этапе развития общества и религии. Они были у славян, у финикийцев, даже у евреев – вспомните эпизод из Библии, где Господь повелевает Аврааму принести в жертву Исаака. К тому же, становление религии ацтеков происходило с политическим подтекстом – многие праздники, обряды, даже новые культы вводились жрецами под диктовку императоров. Воинственность оказалась выгоднее, чем мир – обряды умерщвления пленников использовались для устрашения правителей соседних государств, а также чтобы держать “в тонусе” свой собственный народ.

На той стадии развития, на которой испанское завоевание застало ацтекское общество, ещё не принято было задумываться о нравственности, о любви к ближнему и о ценности человеческой жизни. Верования ацтеков были сформированы войной, и полностью отвечали требованиям превращения государства в военную машину. Смерть на войне была почётной – воины, утопленники, а также те, кто умер, повторяя жертву богов, отправлялись на небеса. В обществе поддерживался суровый порядок, чётко регламентированный ритуалами и во многом держащийся на страхе. И – как знать – может быть, найдутся ещё смельчаки, готовые построить свою идеологию по образцу самой страшной религии на Земле?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *