С древнейших времен у всех народов, во всех странах мира цифра семь играла исключительно важную роль. Она проникла во все области жизни, встречалась в пословицах, поговорках, сказках, легендах, литературных произведениях.
Сейчас уже никто не считает это число таинственным, загадочным, а было время, когда индийская философия учила, что Вселенная состоит из семи элементов; в Древнем Египте думали, что Солнце и все небесные светила поднимаются по семи лестницам и проходят семь ворот.
Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что небо состоит из семи кристальных сфер, и самая главная — высшая, седьмая сфера — «седьмое небо». От тех времен и осталось выражение «быть на седьмом небе».
Задолго до появления Библии в Древнем Риме праздновали Сатурналии в течение семи дней. Число семь вошло в легенду о сотворении мира в течение семи дней.
«Семерка» проникла и в религию: семь смертных грехов, семилучевая звезда в церковном венце, семисвечный светильник в храмах.
С этим числом мы часто встречаемся и поныне.
В физике — спектр из семи основных цветов.
В музыке — семь тонов! Семиструнная гитара.
В истории — Семилетняя война XVIII века, в которой принимали участие семь стран. Семибоярщина на Руси в XVII веке, захватившая власть после свержения царя Василия Шуйского. Семь городов в Древней Греции спорили о месте рождения Гомера. Москва и Рим расположены на семи холмах.
В литературе. У Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»:
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов.
В «Пиковой даме» у Германа магическая семерка: «Тройка, семерка, туз не выходили из его головы…»
В сказке о попе Балда работает за семерых…
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова:
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Знаменитая повесть Леонида Андреева называется «Рассказ о семи повешенных».
У А. П. Чехова в «Жалобной книге»: «Хоть ты Иванов седьмой, а дурак…».
У Синей бороды было семь жен.
И. С. Тургенев говорил о русском народе: «Нас хоть в семи водах мой, нашей русской сути из нас не вывести».
Семь чудес света, книга за семью печатями…
В сказках — семимильные сапоги, семиглавый змей, портняжка, который «единым махом семерых побивахом», «у семи царей по семи дочерей».
В романе Льва Квина «Звезды чужой стороны» приведена венгерская сказка: «За семью океанами, где стоят семь печей, семь старух выпекают семьдесят семь пирогов…».
Это в Венгрии. Но и у нас на Севере семерка тоже играет большую роль.
В «Повестях и рассказах» И. Меньшикова о нашем Заполярье приведено много примеров: «Шаман семь раз ополз вокруг него, бормоча заклинания».
«Кок Яран заплатил мужику семь олешек за счастье… Тэт выпил семь чашек чаю… Тэт Кок Яран съел в виде клятвы семь горячих угольков…
Он шел семь лун и семь солнц, пока не увидел золотой чум… Девушка семь лун посыпала свою голову золой».
Семерка в пословицах: семи смертям не бывать, а одной не миновать; с одного вола семь шкур не дерут; у семи нянек дитя без глазу; глухому попу семи обеден не служат; семерицею воздать; семь пятниц на неделе; семь дураков одному умному не равны; семеро одного не ждут; семь раз отмерь, один — раз отрежь; семь бед — один ответ; за семь верст киселя хлебать; седьмая вода на киселе; семи пядей во лбу; один с сошкой, семеро с ложкой; работал до седьмого пота, или — семь потов сойдет.
В древнерусском языке были слова «седмина» и «седмица» — число, состоящее из семи: «семицею семь», то есть сорок девять. Неделя тоже называлась седмицей.
В загадках: семьдесят одежек, а все без застежек (лук и капуста); семеро братьев в одной горнице (горох); семь верст до небес и все лесом, или — сыпь, Кургузка, семь верст до Курска.
Ваш комментарий будет первым