С недавнего времени у нас вновь пробудился большой интерес к ОНОМАСТИКЕ — разделу лексикологии, посвященному изучению собственных имен, их значению и происхождению.
Ономастика — это очень интересная и занимательная наука.
«Человек не выбирает себе имени. Имя дают ему родители и тем впервые утверждают свою власть над ребенком», — говорит Юрий Нагибин в повести «Павлик».
Только вот не всегда родители поступают дальновидно — такое имечко дают, что человек потом всю жизнь мается.
Так, в 20-е годы некоторых детей стали называть совершенно нелепо: Электрификация, Трактор, даже Госспирт!
Явление это зло осмеивал Ильф в своих фельетонах, указывал новые имена-отчества: Люцифер Маркович; Буэнесса Александровна, Сегидилья Петровна, Ягуар Иванович, Зоя Идоловна, Кувалда Степановна, Доброхим Николаевич и т. д.
И в то же время появлялись и такие новые имена, которыми человек может только гордиться.
Например, кто назовет самую «музыкальную» фамилию? Она принадлежит знаменитому французскому художнику XIX века Густаву Доре!
«Музыкальная» фамилия и у русского художника Реми!
В книге Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь» отмечена самая «блестящая» фамилия — Брильянт и самая «фамильная» — «…пышная дама Фамилиант».
Тут необходимо отметить, что слово «фамилия» значит «семья», тогда станет понятно выражение «фамильярное обращение», то есть бесцеремонное, слишком непринужденное, развязное, терпимое только дома, и семье.
В «Фрегате «Паллада» Гончаров писал: «Все эти фамильярности с незнакомыми нетерпимы».
Существует целый ряд фамилий, звучащих как названия предметов домашнего обихода.
У А.Н. Толстого в статье «О драматургии» отмечен украинский писатель Кочерга. Известен поэт и философ XVIII века Г. С. Сковорода, а знаменитый чешский композитор носил фамилию Сметана. Назовем украинского композитора Григория Гурьевича Веревку.
Знал я одного колхозника по фамилии Небылица, работницу Ребус и бригадира Гвоздь!
У А. П. Чехова встречается «телеграфист Ять», а в Париже я был знаком с человеком по фамилии Фита. Плохо пришлось одному моему знакомому по фамилии Шалит. Он рассказывал, как ему трудно было учиться в гимназии. В классе шумят ученики. Входит учитель и спрашивает: «Кто шалит?» Шалит вскакивает и отвечает: «Это я»! — «Ты? Марш в угол!».
Художник Александр Сова рассказывал мне, что он чуть не сошел с ума во время краткого пребывания в Париже. Он говорил: «Куда бы я ни пошел, всюду окликали меня, крича: «Сова! Сова»!
А «Сава» — самое употребительное слово во Франции, обозначающее «здравствуйте, хорошо, ладно, будет сделано, согласен» и т. д. Парижане повторяют это слово тысячу раз в день, поэтому понятен испуг художника, носящего такую фамилию!
Иван Бунин снялся в Париже у русского фотографа Ирис и спросил его, почему у него такой пошлый псевдоним. Тот обиделся и ответил, что это его настоящая фамилия.
Н. В. Гоголь писал в «Мертвых душах»: «Назвать выдуманной фамилией опасно. Какое ни придумай имя, уж непременно найдется в каком-нибудь углу нашего государства, благо велико, кто-нибудь носящий его, и непременно рассердится не на живот, а на смерть…»
А сколько еще необычных фамилий встретил я в телефонном справочнике:
Обман, Батрак, Дядя, Жгут, Зуб, Калачик, Кипа, Китай, Кобзарь, Козий, Кудря, Кучер, Бондарь, Лев, Маляр, Маслак, Мельник, Погуляй, Покиньборода, Проэктор, Скакун, Солод, Сорока, Таран, Токарь, Тропик, Трус, Туз, Туча, Усик, Цап, Чабан, Чайка, Школьник, Шпиц…
Обязательно скачайте в интернете или купите в магазине книгу «Русская ономастика и ономастика России.»
Ваш комментарий будет первым