Разве не интересно узнать, откуда появились названия месяцев и дней недели, по которым мы ведем счет времени нашей жизни?
Это мы сейчас начинаем Новый год с января, а в Древней Руси Новый год начинался 1 сентября.
Великий реформатор Петр I в 1700 году приказал считать начало года с 1 января.
Все названия месяцев пришли к нам и в другие европейские языки из латинского.
ЯНВАРЬ (генварь) отмечен в древних русских летописях, уже в XII веке в Новгородской 1-й летописи: «Приде Новоугородоу месяца Генваря в 1 день».
Слово латинское januarius (Януариус) — имя бога солнца Януса. Пушкин в письмах и очерках сначала писал ГЕНВАРЬ, но уже в «Евгении Онегине»:
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
ФЕВРАЛЬ — римское februarius (фебруариус) — месяц очищения, в русском языке уже с XII века встречается как ФЕВРАРЬ, ФЕУРАРЬ, ФЕУЛАР.
МАРТ — латинское martius (мартиус) — посвященный богу войны, Марсу.
АПРЕЛЬ — древнегреческое aprilis (априлис) — согреваемый солнцем.
МАЙ — латинское majus (майус) — от МАЙОР (maior) — больший или же по имени богини Майи — матери Меркурия.
ИЮНЬ — Junius (юниус) — по имени богини Юноны.
ИЮЛЬ — Julius (Юлиус) — имя Юлия Цезаря.
АВГУСТ — так назван этот месяц в честь первого императора Октавиана Августа (63 год до нашей эры). «Августус» значит священный. Превосходная степень «августейший» — титул членов императорской семьи. Слово это сохранялось до Великой Октябрьской революции.
У Пушкина находим: «Карамзин читал тогда в присутствии покойного императора и августейшей сестры его некоторые главы «Истории Государства Российского». (Российская Академия).
СЕНТЯБРЬ… Тут начинается удивительная история. Как установили, все имена месяцев пришли к нам из латинского. В Риме новый год начинался 1 марта. Этим и объясняется, что сентябрь — девятый месяц в календаре, а название его от латинского septem (септем) — семь.
ОКТЯБРЬ от octo (окто) — восемь, НОЯБРЬ от novem (новем) — девять и, наконец, ДЕКАБРЬ от decern (децем) — десять, а он у всех народов последний— двенадцатый месяц!
Посчитайте с первого марта, и тогда все будет ясно.
Из Рима же пришло слово КАЛЕНДЫ, которое образовало у нас слово «календарь». В Риме каждый месяц начинался с новолуния: как только показывался бледный серп молодого месяца, особые вестники громкими криками оповещали об этом. Календами у римлян назывался первый день каждого месяца.
Месяц — двенадцатая часть года. Слово осталось от древнего ЛУННОГО календаря, где месяц — период от появления серпа новой луны до следующего появления. Правда, тридцать дней не получалось. Потом календарь исправили, но название МЕСЯЦ осталось.
В месяце четыре недели. Все наши имена дней недели чисто русские.
ПОНЕДЕЛЬНИК — от слова НЕДЕЛЯ, которое значило — день, когда ничего не делают — НЕ ДЕЛЯ, то есть день отдыха. ПОНЕДЕЛЬНИК — день после НЕДЕЛИ.
ВТОРНИК — второй день недели.
СРЕДА — середина недели. Интересно, что «среда» того же корня, что и «сердце». Раньше считали, что сердце находится посередине человеческого тела. Можно прибавить, что и глагол «сердиться» тоже получился от «сердца». Сердиться — говорить с сердцем. Например, в «Нови» Тургенева: «Пошел вон! — ответил Mapкелов, с сердцем потрясая воротником шинели». От «сердце» и «усердие, усердно».
ЧЕТВЕРГ — четвертый день, от «четыре».
ПЯТНИЦА — пятый день недели, древнерусское ПЯТЪКЪ — пяток. С.М. Максимов в своей книге «Крылатые слова» писал о пятнице: «Некогда, в древние языческие времена, этот день недели считался свободным от работы, то есть праздничным, заменявшим воскресные нынешних христианских времен». В Словаре В. И. Даля отмечено: «Пятница, почетное прозвание святой Параскевы, во имя которой нередко ставились часовни на распутьях». Интересно, что у Пушкина встречается такое употребление этого слова: «Ну вот те святая пятница, приду… Алексей поклялся было ей святою пятницей…» (Барышня-крестьянка).
СУББОТА — по происхождению слово древнееврейское, которое пришло к нам через греческий язык. По-древнееврейски ШАБЕС — день отдыха. В родстве с ним и наше слово ШАБАШ.
Слово «шабаш» — отдых, конец работы, спокойствие. В словаре Шанских отмечено, что и еврейское ША — тише, хватит — является сокращением слова «шабаш». Слово вошло в литературу. Например, в рассказе «Трус» А. И. Куприна: «Ша! — выкрикнул резко и требовательно чей-то голос».
«Шабаш» встречается у А. С. Пушкина: «Подите по дворам, — сказал им Дубровский», — вас не нужно». «Шабаш», — промолвил Архип. — «Спасибо, кормилец», — отвечали бабы и тотчас отправились домой».
Но шабаш может обозначать и неистовый разгул, пьянство, оргии…
В «Приваловских миллионах» Д. М. Мамина-Сибиряка: «Эта вечно голодная стая хищников справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша».
И у А. И. Куприна: «Весь этот шабаш пьяного веселья подействовал на Бориса» (Черный туман).
Очевидно, слово «шабаш» получило это значение под влиянием средневековых легенд о празднествах, шабашах ведьм.
Нужно отметить, что только в русском языке названия дней недели самобытны, а во всех других европейских языках дни недели — это имена языческих богов.
Во Франции воскресенье — dimanche (диманш) — от «дье» — бог, понедельник — lundi (люнди) — от богини луны, вторник — mardi (марди) — от бога войны Марса, среда — mercredi (меркреди) — от Меркурия, четверг — jendi (жеди) — от Юпитера-Громовержца…
Ваш комментарий будет первым