Культура человека, его духовное воспитание сказываются прежде всего на его речи, на правильном произношении, ударениях, литературном слоге и богатстве словарного фонда.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает?» — спрашивал чудесный наш писатель Константин Паустовский.
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа» (Поэзия прозы).
Опасности грозят русскому языку отовсюду, неправильности речи и просто безграмотность просочились во все области жизни…
Когда неправильно говорят взрослые, то от них учатся говорить так же и дети.
Учить детей говорить грамотно, правильно необходимо с раннего возраста. Родители дома, а педагоги в школах, воспитатели в детских садах и даже в яслях обязаны неусыпно следить за речью ребят, поправлять ударения, неряшливые выражения, бороться со словесными штампами, обедняющими язык. Необходимо терпеливо и настойчиво объяснять ребенку, в чем состоит его речевая ошибка. Педагог обязан довести до сознания каждого школьника правила грамотной речи и письма. В то же время учитель должен внимательно следить и за своей собственной речью.
Если школьнику плохо, неинтересно объясняют урок, ему становится скучно, тоскливо, он не усваивает слава учителя, не «переваривает» их. В. особенности это важно помнить педагогам на уроках русского языка.
К. Г. Паустовский писал в статье «Поэзия прозы»:
«Давным-давно известно, что от частого употребления слова теряют свою свежесть, силу и образность, которую они должны нести в себе.
Слова стираются. От них остается только одно звучание, одна звуковая шелуха, исчезает их воздействие на наше сознание и воображение».
СЛОВО должно быть ярко ощущаемым каждым школьником, должно быть для него прозрачным. Важно, чтобы он ясно видел не только предмет, который оно обозначает, но тот признак, который отразился в его названии. Можно сказать, что слово в руках искусного учителя должно стать выпуклым и объемным, как картинки в стереоскопе!
Очень важно обращать внимание на ударения. У нас часто неправильно говорят: пОртфель, стОляр, квАртал, прЕдмет, звОнят, дОговор, цЕмент, докУмент, мОлодежь, пАртер.
Неправильность речи и просто неграмотность просочились во все области жизни. Так, в местах продажи керосина можно было увидеть объявление: «Гражданам с узким горлышком керосин не отпускается». Прохожий спрашивает: «Где здесь натуральная (нотариальная) контора? Мне с ребенка копию снять».
Разговор в автобусе: «Где был? — В полуклинике на недосмотре».
А вот еще разговор в автобусе, записанный Паустовским:
«— По линии выработки продукции наше метизовое предприятие ориентируется на завышение качественных показателей и нормативов».
Что это за косноязычная галиматья?.. …Нужно беспощадно бороться с обеднением языка, со всеми этими «засъемками», «зачитываниями докладов», «уцененными товарами», «промтоварными точками» (а быть может, запятыми?), с «рыбопродуктами» вместо простой и честной рыбы, наконец, с дикой путаницей понятий», — писал Паустовский (Наедине с осенью. М., 1972).
Переход к прекрасному будущему означает обилие духовных и материальных благ, которые должны удовлетворять потребности культурного человека.
Мы слышим, как люди говорят: «Я смотрел кино», хотя это совершенно неправильно. Нельзя сказать: «Я смотрел театр или цирк, или кино», потому что это относится к зданиям, где находится это, например государственный цирк, или краевой театр, или кинотеатр «Россия». Выходит, что человек смотрел не фильм в кинотеатре, а само здание… где этот фильм идет.
Вместо «жаренье» говорят «жарка», вместо «кладу» говорят «ложу», вместо «поломанный» — «сломатый».
Конечно, плохо, когда говорят так, но еще хуже, когда так печатают. Разговоры слышат не все, а напечатанное в книгах, газетах, журналах читают миллионы людей!
Таким образом в жизнь входят неправильные выражения, потому что люди очень серьезно относятся к напечатанному.
В своих «Статьях и заметках» А. С. Пушкин писал: «Нам все еще печатный лист кажется святым. Мы все думаем: как это может быть глупо или несправедливо? ведь это напечатано!»
Культурный рост человека зависит от любви его к чтению, от книг. Книга — это помощник, спутник и главный советчик и товарищ человека!
Но нужно уметь читать книги, разбираться в непонятных словах, выписывать в тетрадку понравившиеся выражения автора… Нельзя уподобляться гоголевскому Петрушке, которому «…было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, — он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение…» (Мертвые души).
Такое бездумное «чтение» только портит школьника!
Хочу напомнить, что когда умирающего Пушкина принесли домой, он, лежа в своем кабинете, смотрел на книжные полки. И последние слова его были обращены к этим книгам: «Прощайте, друзья!»
Ваш комментарий будет первым